Когда-то давно человек использовал в изготовлении одежды шкуры убитых им животных. Но животноводство в те времена освоено еще не было, то есть, эти шкуры добывались на охоте, а звери далеко не всегда сдавались без боя. И бой этот не всегда заканчивался благополучно – в грубом приближении, на десятерых одетых приходился один серьезно пострадавший либо вообще съеденный. Так и появилась ткань – как результат поисков людьми какого-либо способа одеться, который не заставлял бы подвергать свою жизнь опасности. Изначально тканое полотно рассматривалось исключительно с точки зрения функциональности, но потом, когда его производство было более-менее освоено, когда появилось веретено, а потом прялки и ткацкие станки, людей заинтересовала и эстетическая сторона вопроса. Изначально ткани просто окрашивали, потом научились окрашивать саму нить, потом появились различные способы плетения, позволявшие из нитей разных цветов создавать довольно сложные узоры.
На последнем, собственно, на долгое время и остановились. Но сегодня уровень развития текстильной промышленности и появление технологии термопечати позволило вернуться, как бы это странно ни звучало, к истокам, то есть, к окраске ткани. Но, конечно, делается это уже совсем не так, как раньше – если в древние времена краска довольно быстро вымывалась (а то и просто отваливалась), то современные ткани с принтом сохраняют свой рисунок и яркость цвета в течение долгих лет (если, конечно, следовать рекомендациям производителя по поводу ухода за ними). Конечно, техника использования разноцветных нитей в трикотажных и тканых полотнах никуда не делась и по-прежнему применяется крайне широко, но она накладывает определенные ограничения на размер отдельных элементов – какие-то совсем уж мелкие текстуры таким способом «нарисовать» не удастся. А принт позволяет воссоздать на поверхности ткани самые мельчайшие детали – наверняка многие видели на сайтах организаций, предлагающих нарядные ткани оптом и в розницу, полотна, имеющие весьма высокую степень детализации рисунка.
Принтованные ткани изготавливаются двумя способами. Первый – пигментное крашение. По сути, это та же окраска, но использование специальных красителей, имеющих весьма высокие показатели фиксации, позволяет добиться результатов, отличающихся высокой надежность – рисунок получается долговечным, не боится стирок и воздействия света. Отличительная черта этого способа – использование трафарета, который позволяет получить любой, самый сложный рисунок.
Второй способ – термопечать. Он несколько более сложен, но для некоторых тканей, обладающих плотной текстурой и не боящихся высоких температур, более надежен. Правда, если материал имеет объемную структуру – если это, например, бархат, зернистый креп, стеганные курточные ткани, то метод может и не дать результата. Впрочем, чтобы это понять, надо сначала разобраться с самой технологией. Итак, сначала изображение переносится на термобумагу (это может как надпись, так и какой угодно рисунок). Потом она укладывается на ткань, после чего этот двухслойный бутерброд фиксируется во избежание сдвига слоев относительно друг друга. Далее эта конструкция помещается в специальный станок с вращающимся барабаном. Ткань прижимается к барабану, последний разогревается до температуры, определенной термостойкостью ткани (обычно она лежит в пределах от 140 до 240 градусов). Термобумага нагревается и краситель, нанесенный на нее, переходит в газообразное состояние. Этот газ проникает в ткань на всю глубину, «въедаясь» в каждое волокно, благодаря чему полученное изображение отличается весьма высокой стойкостью. Но, как мы уже говорили, эта стойкость тем выше, чем лучше термобумага прилегает к ткани, поэтому для тканей, имеющих объемную структуру или зернистую поверхность, этот способ не применяется.
Нет комментариев
Удивительно, но никто не оставил ни одного комменатрия. Вы можете стать первым!